МЕНЗУРАЛЬНОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО


МЕНЗУРАЛЬНОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО
, так называлась, в противоположность хоральному нотному письму (См.)? изобретенная в 12-м веке на Западе нотация, при помощи которой оказалось возможным записывать не только высоту нот, но и их длительность (mensurabilis = измеримый). В м. н. п-ме явилась потребность, когда поющие вместе голоса стали произносить некоторые слоги в пении не одновременно, а в разное время. До конца 13-го века применялись из нотных длительностей м-гон. п-а только следующие: Лишь около 1300 появились более мелкие длительности: Около середины 15-го века ввели вместо этих черных нот белые; черные нотные головки остались только у самых мелких нотных длительностей (См. Color). Вследствие этого знаки получили следующий вид: Как отсюда видно, нотные знаки, начиная с semiminimi, писались двояким образом; второй способ писания, как известно, одержал победу и употребляется поныне. Точно также колебались и знаки пауз, начиная с Fusa, а именно в одинаковом значении употреблялись знаки пауз или (восьмая), или (шестнадцатая), пока наконец в обоих случаях второй вид знаков (с повернутыми влево хвостиками) не приобрел исключительного господства. Относительно значения связных фигур в м-м н. п-е, срв. Лигатуры. Обычное в наше время закругление нотных знаков было употребительно в скорописном письме уже в 16-м веке (однако не у каллиграфов); в печати оно было введено, за исключением единичных попыток Карпантраса (1532) и Р. Гранжона (1559), лишь около 1700. Относительно особых определений значения отдельных нотных знаков (мензура) смотря по тактовому обозначению (Modus, tempus. prolatio), а также по положению между нотами большей или меньшей длительности (перфекция, имперфекция, альтерация), равно как относительно пропорций, в особенности Hemiolia и Sesquialtera, а также относительно Augmentatio и Diminutio, cм. все эти слова. Многие старинные музык. теоретики обстоятельно описывали м. н. п., в особенности Иоанн де Гарландиа, Франко, Зальтер Одингтон, Маркет Падуанский, Иоанн де Мурис, Иоанн Гинкторис, Франкино Гафори, Зебальд Гейден и Генрих Глареан срв. сборники сочинений средневековых музык. писателей Герберта и Куссмакера). Из новейших музык. писателей о м-м н-м п-е писали в особенности Амброс, Г. Беллерман, Г. Якобсталь и Г. Риман. Для наглядного изображения м-го н. п. может служить первый Kyrie из мессы Гобрехта "Averegina Coelorum":

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "МЕНЗУРАЛЬНОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО" в других словарях:

  • НОТНОЕ ПИСЬМО (НОТАЦИЯ) — Старейшими видами нотного п а были вероятно различные буквенные тонописания (См.); весьма развитым буквенным тонописанием обладали древние греки (См. Греческая музыка). Нечто вроде музыкальной стенографии или скорописи представляли собой невмы… …   Музыкальный словарь Римана

  • ЗНАКИ — Нотное письмо есть язык знаков, рассчитанный на прямое, непосредственно интуитивное, не требующее никакой рефлексии, восприятие. Поэтому знаки, употребляемые в нем, при всей своей условности, могут лишь отчасти считаться произвольными; новые… …   Музыкальный словарь Римана

  • НОТЫ — (срв. лат. nota, знаки ) – условные знаки для обозначения музык. тонов; слово nota в этом смысле употребляет уже Фабий Квинталиан (2 й век по Р. X.). Боэций (около 500 г.) обозначает этим термином греческое нотное письмо; позднее название… …   Музыкальный словарь Римана

  • HEMIOLIA или HEMIOHI — (proportio hemiolia) назывались в мензуральной музыке группы черных нот, попадавшиеся изредка среди всюду употребительных в 15 м веке белых нотных знаков (срв. Мензуральное нотное письмо и Color). Длительность черной ноты была обыкновенно на одну …   Музыкальный словарь Римана

  • МЕНЗУРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ — См. Мензуральное нотное письмо …   Музыкальный словарь Римана

  • МЕНЗУРАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ — можно, в сущности, назвать всякую музыку, в которой определенными знаками указана длительность тонов; в тесном же смысле слова под этим понятием подразумевают нотации со времени изобретения мензурального нотного письма (См.) до введения тактового …   Музыкальный словарь Римана

  • МИННЕЗИНГЕРЫ — (Minnesänger) – название немецких рыцарей поэтов в 12–13 м веке, которые были современниками провансальских трубадуров и труверов северной Франции. Песни м в, также как и трубадуров, исполнялись с сопровождением струнного инструмента… …   Музыкальный словарь Римана